Что такое Го? Это самый первый вопрос, который звучал не только от детей, но и от взрослых. На второй день была презентация кружка. Надо было за 15 минут увлечь детей всех отрядов, чтобы они записались на кружок, и это у меня получилось.
Самым маленьким (это 7-8 лет) было сложно объяснить, как играть в Го, но даже и такие играли. Каждый день мы проходили новые темы.



Конечно же, нашлись умные дети, которые усваивали все быстрее и целыми днями сидели в кружке, они были готовы пропускать и обед,
и ужин лишь бы поиграть. С такими детьми я занималась по усложненной программе, они постоянно требовали новые темы,
им нравился сам процесс игры. Это здорово когда ребенок развивается. Когда их группу съедали, они расстраивались,
но верили, что следующим ходом исправят положение в свою пользу.



Где-то на 5-6 день я сама начала играть с детьми. А на 8-9 меня обыграл Вахрушев Кирилл из 2-го отряда на доске 13*13 с форой
в 9 камней. Я очень гордилась этим и на дискотеке поздравила Кирилла грамотой и альбомом. После этого ребята стали еще усердней заниматься, все хотели играть как Кирилл. Спустя еще несколько дней, меня обыграл Нелюбин Костя из 3-го отряда на такой же доске с форой в 9 камней, а позже и на форе в 7 камней. Костя и Кирилл стали основными противниками на турнире. Все спрашивали,
а кто же из них лучше играет? Мне кажется, что они равны, но партия Кирилла мне понравилась больше, мы играли 40 минут,
и он думал над каждым ходом.



Под конец смены был проведен турнир. Сначала ребята боялись, каждый подходил и спрашивал: "А, что будет, если я проиграю"?
Это был самый распространенный вопрос среди детей. Все хотели, чтобы им присвоился кю. Ребята очень тщательно готовились к турниру. Они пришли почти за час до жеребьевки, каждый хотел знать, кто его противник, и сразу же придумать стратегию против него.
Из-за неуверенности в своих силах, многие дети отказались от участия в турнире; из 58 посещающих, смельчаков оказалось 16 человек.
На открытие турнира к нам приехали гости, - Санкин Владимир Евгеньевич 6 кю, и Бормин Михаил Анатольевич 4 кю.
По окончании второго тура ребята могли поиграть с ними. Каждому победителю был вручен сладкий приз. Ребятам понравилась эта встреча они еще долго обсуждали свои выигрыши. Турнир длился три дня. После первых трех туров у нас сразу выявился претендент на 1-е место - это Нелюбин Костя в итоге он и займет его с 5-ю победами из 5-и, на втором месте Вахрушев Кирилл,
на третьем Овчаров Захар 6-ой отряд 10 лет.

Награждение проходило в два этапа: подарки дети забрали сразу (за 1-е место кружка, 2-е место - фоторамка, 3-е место - игрушка),
а грамоты вручались на дискотеке. На следующий день, после окончания турнира, мы устроили обмен впечатлениями,
и я брала интервью у детей.

Ребятам были заданы такие вопросы:
1) Что такое Го?
2) Нравится ли тебе играть в эту игру?
3) Почему ты выбрал именно эту игру наряду с шашками и шахматами?
4) Твои мечты, достижения?
5) Что главное для тебя в игре?
6) Как Го может пригодиться в жизни?

Нелюбин Костя, 12 лет, г. Агрыз, 1-е место
1) Увлекательная игра
2) Да
3) Я умею играть и в шашки, и в шахматы хочу научиться и в Го
4) Быть лучшим
5) Победа
6) Развивает разум

Вахрушев Кирилл, 13 лет г. Агрыз, 2-е место
1) Интеллектуальная игра
2) Да
3) Интересна
4) Хочу быть 9-ым даном
5) Посмотреть, как ответят противники на ходы, учиться новому
6) Человек становится более внимательным

Овчаров Захар, 10 лет, г. Ижевск, 3-е место
1) Игра, которая может занять человека развивающая ум
2) Очень
3) Игра Го гораздо интереснее, чем шашки или шахматы
4) Получить высокое звание, стать чемпионом мира
5) Выиграть
6) Го обязательно пригодится, в жизни она учит гибче мыслить, развивает логику

Лалуашвили Олег, 9 лет, г. Ижевск, 6-е место
1) Интересная игра
2) Да
3) Потому что в этой игре можно захватывать камни
4) Стать сильным игроком
5) Победа
6) Развивает ум, мышление

Мельников Руслан, 11 лет, г. Ижевск, 11-е место
1) Логическая игра
2) Да
3) Интересна
4) Участвовать и выигрывать
5) Победить
6) Развивает память

Кондаков Саша, 12 лет, г. Агрыз, 12-е место
1) Игра мысли
2) Да
3) Стремление к новому
4) Достичь высокого уровня
5) Стратегия
6) Развивает мышление

Андреев Павел, 9 лет, г. Агрыз, 13-е место
1) Игра, которая развивает память
2) Да очень
3) Интересно играть камнями, ходить не в клеточки, а по пересечениям
4) Получить 9-ый дан + титул
5) Главное участие, стремление победить
6) Развивает память, мышление

Интересный ответ на первый вопрос дал девятилетний Фомин Кирилл: "Го, - это игра, от которой можно получить удовольствие".
В Го в лагере научились играть не только дети, но и взрослые. Вот что я узнала из разговора с Валабугином Игорем (22 года, руководитель Авиа- и Судомодельного кружка, г. Ижевск, студент УДГУ):
1) Логическая игра
2) Да
3) Потому что это интересно и увлекательно
4) Достичь хорошего уровня
5) Сам процесс игры
6) Игра, которая развивает мышление и воображение
Вот так закончилась вторая смена.

Третья смена началась бурно, только дети сошли с поезда, как сразу же ко мне с вопросами: " Светлана Валерьевна, а когда Го будет?
А можно мы сегодня поиграем? А какие подарки будут на турнире?". Работать было легче, поскольку немало ребят второй смены остались и на третью. Дети сразу же, с первых дней, прописались в кружке, они были готовы играть и днем, и ночью.
Даже директор лагеря, Александр Рафаилович, посещал занятия, и смог освоить основные правила.

Я установила правила поведения и посещаемости в кружке, и если правила нарушались, то весь отряд решал задачи.
Однако это не оказалось для детей наказанием, поскольку решать задачи им понравилось, они просили все сложнее и сложнее,
и через некоторое время я уже не знала, какие задачи им давать. Ребята постоянно хотели новых тем, и при каждой случайной встрече на улице спрашивали: "А какая будет сегодня тема?", "А давайте мы ее сейчас пройдем, чтоб обогнать других ребят".

Один из дней в лагере сделали бизнес - днем, ребята зарабатывали деньги, которые назывались "Юнжелики". В Го они их зарабатывали своим умом, за каждую решенную задачу я им платила. Чем сложнее задача, тем больше. Приходили даже те, кто не играл в Го,
такие просто считали даме. Под конец бизнес - дня был устроен аукцион, и я свое пожелание с автографом продала за 80 "юнжеликов"
это был самый дорогой лот. Между ребятами, которые занимаются Го, начался бурный торг, каждый хотел заполучить мое пожелание и этот торг выиграл Андреев Юлий.

По вечерам во время дискотеки они просили им рассказать про Го, про турниры, как присваиваются разряды, как стать профессионалом,
как стать членом федерации. Вопросы не кончались, и каждый день были новые, было ощущение, что они перед сном их специально готовят. Во время тихого часа ребята не спали, усердно читали книги, зная, что я с них буду спрашивать, причем им это нравилось.

К турниру ребята начали готовиться уже с первых дней. Атмосфера была накаленная, каждый хотел стать сильнейшим.
Первое место занял Овчаров Захар, 5 побед из 5-и (во 2-ой смене он занял 3-е место). Второе место занял Андреев Юлий,
и третье занял Маслов Иван. Паша Андреев, который во второй смене занял 13-е место, поднялся на 6-е. Отдельно хочется отметить
8-летнего Мишу Алленова, который занимался Го в ижевской школе №20 под руководством Санкина В.Е. и в результате занял 7-е место, опередив многих ребят старше себя.

Под конец смены я дала ребятам задание написать сочинение на тему "Го в лагере Юный Железнодорожник", и самые лучшие, - опубликовать.

Андреев Юлий:
Впервые я познакомился с игрой Го в лагере "Юный Железнодорожник". Когда я в первый раз сыграл в Го, мне эта игра очень понравилась, я сразу же в нее влюбился. Она интересна тем, что в ней надо очень много думать. Преподает Го Светлана Валерьевна она очень хороший тренер. Игра Го сразу же стала моим хобби. Я бы хотел и дальше играть в эту интересную, познавательную игру Го. Я жалею, что не играл в эту игру раньше. Я бы хотел, чтобы эта игра была распространенней.

Абызова Екатерина (8-е место):
Я приехала в лагерь "Юный Железнодорожник" в 6-ой раз. Но игра Го появилась только в этом году. Во второй смене я пропустила презентацию кружка, и поэтому не ходила туда. А в этой смене мне это занятие очень понравилось. С каждым уроком мне становилось все интересней и интересней. Не только мне понравилась эта игра, многие ребята стали ходить на этот кружок. Ведь он интересный и увлекательный. Игра Го развевает интеллект человека и для многих она очень сложная, но этим она и интересна.
Она сложнее, чем шашки или шахматы. В ней очень много правил. Ее нельзя изучить за 15 дней лагерной смены.
Игра Го очень увлекательна, человек погружается в нее с головой. Мне очень понравился этот кружок. Жаль, что он появился только в этом году. Надеюсь, что и в следующем году кружок Го будет в нашем лагере.

Вдовин Роман:
С игрой Го впервые я познакомился в лагере "Юный Железнодорожник". Игра мне понравилась не сразу. Сначала она показалась мне сложной. Но потом я понял, что эта игра интереснее, чем шахматы или другие игры. Теперь я играю в Го, и мне очень нравится участвовать на турнире со своим другом Ваней.

Филиппов Артем:
Игра Го очень интересная и любопытная. Во второй смене я играл в Го и остановился на теме Сэмиай. Игра Го это стратегия черные нападают, а белые защищаются.

Долженков Владислав:
Игра Го появилась в лагере недавно. Но за свое время игра Го в "Юном Железнодорожнике" стала популярной. В нее играют все больше и больше ребят. Она очень интересна. В ней надо думать. Я тоже люблю в нее играть.

Хакимов Ильшат:
Мне нравится игра Го тем, что там надо думать, размышлять, сделать ход, чтобы тебя не срубили, чтобы ты атаковал. Я не знал вообще,
что есть такая игра Го. Го это стратегия. И мне нравится, что в "Юном Железнодорожнике" появилась игра Го.

И, напоследок, стихотворение от охраны лагеря:

Шашки Го проект абстрактный,
Для науки непонятный.
Сколько нам не объясняли,
Все равно мы не поняли.

Автор: Маслова Светлана Валерьевна